Когда у тебя особенный ребенок

Продолжается набор в психотерапевтические группы для родителей в рамках реализации программы «Служба психолого-педагогического консультирования и поддержки семей, воспитывающих детей, подростков, в том числе детей с ОВЗ» Услуга оказывается на безвозмездной основе на территории Красноярского края при государственной поддержке СОНКО, в лице Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, сталкивается с достаточно большим количеством затруднений, связанных не только с организацией жизни ребенка, среди которых не только трудности непосредственного ухода, общения и воспитания, но и чувства родительской некомпетентности, вины.

В особой ситуации оказываются родственники и сиблинги (братья и сестры) в таких семьях: родители часто вынуждены жертвовать их интересами. Поэтому основная цель работы в группе психологической поддержки семей– помочь каждому родителю найти внутренние ресурсы для решения своих проблем. Например: развить у родителей доверие к своему ребенку и ослабить свой контроль; научиться разделять свои потребности и потребности ребенка, не путать их; во время принятия решений ориентироваться на состояние ребенка; уметь выделять критерии для отслеживания изменения (динамики) состояния ребенка; снизить у родителя уровень тревожности и напряженность и т.д.

Весь объем работы в психологической группе можно условно разделить на три направления:

  1. Выявление индивидуально-личностных свойств родителя, способствующих или не способствующих формированию успешного опыта родительства (например, осознание чувства вины и отчаяния, дифференциация различных страхов родителей, определение ресурсов для достижения заведомо реальной цели; анализ качеств, помогающих уверенно действовать в ситуациях неопределенности).
  2. Реструктуризация ожиданий и убеждений, направленные на изменения поведения (например, освоение представлений о состоянии тревожности и знание способов, помогающих справиться с тревожностью; освоение навыков межличностного общения: принятие других, умение высказываться, умение слушать другого, взаимодействовать на основе доброжелательности и в атмосфере доверия).
  3. Приобретение новых знаний и психотехник (например, информация о прогнозах социализации детей с ОВЗ, ознакомление с исследованиями по вопросам влияния негативных переживаний у родителя, в связи с диагнозом ребенка, на его психосоматическое состояние; проработка уровня привязанности к ребенку).

Таким образом, исходя из цели и направлений работы, ведущими задачами могут быть:

  • Формирование у родителей мотивации (установок) на зрелое родительство, включение в процесс психологической помощи и участие в нем.
  • Развитие активных стратегий проблемно-преодолевающего поведения, аффилиации.
  • Коррекция взаимоотношений со значимыми лицами (и с ребенком).
  • Формирование реальной жизненной перспективы на основе развития личностного потенциала.
  • Информирование по особенностям психологического развития личности детей, собственным индивидуально-психологическим особенностям, стилям поведения и общения, способам эмоционального реагирования и т.д.
  • Мониторинг динамики работы группы (выявление динамики проявления индивидуальных психологических особенностей родителей в поведении, деятельности, эмоциональных состояниях и т.д.).

Поэтому работа родителей в группе психологической поддержки семей (группе поддержки родителей) так же важна, как и индивидуальная терапия ребенка и позволяет сформировать успешный опыт родительства.

Записывайтесь в наши группы по телефону 8-932-355-21-02, по электронной почте dpo.centr24@mail.ru